[Лат. Pippinus Brevis] (714 - 24.09.768, аббатство Сен-Дени), майордом королевства франков (741-751), король франков (751-768) из династии Каролингов. Младший сын майордома Карла Мартелла (ок. 688-741) и Хротруды (Ротруды) Трирской († 725). Род. предположительно в мест. Жюпий близ Льежа (ныне Бельгия), где находился один из королевских дворцов и где, вероятно, умер его дед, Пипин Геристальский (ок. 640-714). Вскоре после рождения П. К. был крещен св. Виллибрордом († 739). О его детстве и юности почти ничего не известно. Согласно сообщению Алкуина в Житии Виллиброрда, его очень рано отдали на воспитание в мон-рь Сен-Дени, где он жил долгое время. В отличие от старшего брата, св. Карломана († 754), к-рый с ранней юности играл заметную роль в политической жизни королевства франков, вместе с отцом активно участвовал в военных кампаниях и явно готовился унаследовать должность майордома, П. К. скорее всего определили к церковному служению. В Сен-Дени он изучал Свящ. Писание и приобщался к нормам церковной жизни. Очевидно, с этим обстоятельством в значительной степени связан его буд. интерес к церковным реформам. Несмотря на это, в марте 741 г. Карл Мартелл разделил королевство франков между Карломаном (получил Австразию, Алеманнию и Тюрингию) и П. К. (получил Нейстрию, Бургундию и Прованс). По др. версии, договор о разделе был заключен братьями только в 742 г., во время похода в Аквитанию (Annales Regni Francorum. 1895. P. 4-5). Кроме того, незадолго до смерти Карл Мартелл выделил часть земель Грифону, своему сыну от Суннихильды (Сванахильды). Карломан оспорил новое завещание, лишил Грифона наследства и долгое время держал его вместе с матерью в заключении в разных мон-рях. В 743 г., вероятно, с целью отвести от себя подозрения в том, что он стремится узурпировать власть и отнять трон у законных государей, Карломан возвел на франк. престол кор. Хильдерика III (743-751) из рода Меровингов, к-рого Карл Мартелл ранее отправил в мон-рь. Но реальная власть все равно оставалась в руках братьев. Карломану и П. К. пришлось преодолевать вооруженное сопротивление местной знати в различных частях королевства (в 742 и 745 - в Аквитании и Гаскони, в 743 - в Баварии, в 743 и 744 - в Саксонии, в 746 - в Алеманнии), а также подавлять мятежи, поднятые их сводным братом, Грифоном. В 747 г. Карломан по неизвестным причинам отказался от должности майордома, отправился паломником в Рим, получил от папы благословение на постриг, удалился в мон-рь на горе Соракт (ныне Соратте), а затем в аббатство Монте-Кассино. На земли Карломана претендовал его сын Дрогон (а также еще один сын, имя к-рого не сохр.). Ок. 748 г. Дрогон попытался занять должность майордома Австразии и взять под контроль местный епископат. Однако П. К. постепенно сумел устранить всех конкурентов и сосредоточил в своих руках регентство фактически над всем королевством, за исключением Аквитании и Баварии, где сохранялась самостоятельная власть местных герцогов. В браке с Бертрадой Ланской (ок. 720-783) у П. К. родились дочери Ротхайда, Адельгейда (обе похоронены в базилике св. Арнульфа в Меце) и Гизела (757-810) и сыновья Карл Великий (747/8-814, император с 800), Карломан (751-771) и Пипин (759-761).
В 751 г. П. К. совершил гос. переворот, добившись легитимации собственной верховной власти. На собрании франк. знати в Суасоне его официально провозгласили королем, а Хильдерика III сместили с трона и вместе с сыном Теодорихом сослали в мон-рь Ситиу (позднее Сен-Бертен, ныне на территории г. Сент-Омер, Франция). При захвате трона П. К. заручился поддержкой папы Римского Захарии (741-752), пользуясь тем, что во 2-й пол. 40-х гг. VIII в. между франк. двором и Римом установились активные дипломатические контакты. По сообщению «Анналов королевства франков», в 749 или 750 г. в Рим отправилось посольство во главе с Фульрадом, аббатом Сен-Дени и архикапелланом, и Бурхардом, еп. Вюрцбургским. Послы от имени П. К. якобы обратились к папе Захарии с вопросом о том, кому следовало быть королем франков: тому, кто лишь носит королевский титул, или тому, кто обладает реальной властью. Папа Захария выбрал 2-й вариант. Более того, понтифик якобы добавил, что имевшему реальную власть необходимо стать королем, «чтобы порядок остался неизменным» (ut non conturbaretur ordo). В исторических сочинениях кон. VIII - нач. IX в. («Анналы королевства франков», «Первые Мецские анналы») сообщается, что избрание П. К. сопровождалось помазанием, которое совершил св. Бонифаций, на тот момент являвшийся наиболее авторитетным церковным иерархом в королевстве франков. Однако в письмах св. Бонифация, а также в др. текстах, современных этому событию, соответствующая информация отсутствует. Одни исследователи допускают возможность такого помазания (Jarnut. 1982), другие относятся к этому известию критически (Jäschke. 1979; Semmler. 2003).
В нач. 754 г. папа Римский Стефан II (III) (752-757) прибыл в королевство франков, чтобы просить у П. К. военной помощи для противостояния лангобардам, к-рые активно расширяли границы своих владений и стремились установить контроль над Римом. 28 июля того же года в Сен-Дени понтифик помазал на царство П. К., его сыновей Карла и Карломана, а также супругу Бертраду (критический обзор известий о папском помазании в Сен-Дени см.: Semmler. 2003). Независимо от того, каким - первым или вторым - было папское помазание, следует отметить, что данный обряд, ранее эпизодически встречавшийся только в Вестготском королевстве, до этого момента никогда не совершался в отношении франк. короля, а применялся лишь в отношении епископов. Очевидно, сначала он не был связан с обрядом коронации (эту связь можно проследить не ранее кон. IX в.), а был призван в исторической ретроспективе усилить легитимность притязаний П. К. и символизировать поддержку новому государю со стороны Церкви. Тот факт, что вместе с королем обряд помазания был совершён над его женой и детьми, указывает, вероятно, на стремление организаторов и участников этого символического действия закрепить права на престол за строго определенной ветвью в рамках одной семьи. Согласно др. позднему историческому свидетельству («Записка о помазании Пипина»), сохранившемуся в рукописи кон. IX в., но составленному предположительно в посл. трети VIII в., папа Римский будто бы под страхом церковного отлучения запретил франкам избирать королей из др. аристократических родов, кроме Каролингов. Этот документ вместе с сообщениями франк. хроник о двойном помазании П. К. указывает на то, что при каролингском дворе уже в следующем поколении в качестве актуальной легитимирующей модели переворота 751 г. целенаправленно апеллировали к ветхозаветной традиции, и прежде всего к двойному помазанию царя Давида. Двойное помазание, по-видимому, совершалось в отношении по крайней мере еще 2 каролингских государей - Карла Великого (754, 768) и Людовика Благочестивого (781, 816). Упомянутые тексты указывают на то, что с посл. трети VIII в. в представлении каролингской элиты, прежде всего тесно связанной с королевским двором, активно формировался образ П. К. как «нового царя Давида», потомкам к-рого предстояло править до конца времен. Франки в таком контексте оказывались богоизбранным народом, а Франкское королевство становилось «новым Израилем», «Землей обетованной» и мистическим «ковчегом» будущего спасения. Т. о., Каролинги с очень раннего времени позиционировали свою власть в эсхатологической перспективе. С этим же связаны и основные направления внутренней и внешней политики новой династии. В контексте той же логики, по мнению совр. исследователей, можно трактовать и приписываемый папе Римскому Захарии ответ франк. послам о неизменности порядка: только сильный государь был способен вести свой народ к спасению.
Достоверно неизвестно, начался ли процесс уподобления образа франк. государя ветхозаветным моделям непосредственно по инициативе Римских понтификов, однако их роль бесспорно была очень активной. С кон. 50-х гг. VIII в. папы Римские в письмах не раз проводили параллель между П. К. и прор. Давидом, помещая короля франков в один ряд с царем Израиля. Папы восхваляли франк. государя за усилия, направленные на защиту Церкви и «Божия народа» от врагов, прежде всего от лангобардов, называя его новым Моисеем и новым Давидом (MGH. Epp. T. 3. N 11, 39, 43 и др.).
Став при поддержке папы Римского королем франков, П. К. по настоятельным просьбам понтифика начал готовиться к войне с лангобардами, хотя раньше франков связывали с ними прочные союзные отношения. Чтобы предотвратить начало военных действий, ок. 753 г. к П. К. прибыло лангобардское посольство, в состав к-рого входили его брат, Карломан, и монахи аббатства Монте-Кассино. Однако дипломатическая миссия провалилась: П. К. велел задержать брата во Вьенне, где тот вскоре умер, а сам продолжил готовиться к войне. В 754 (или 755) и 756 гг. П. К. совершил 2 похода в Италию, добился признания своей власти со стороны лангобардского кор. Айстульфа (749-756) и передал папе Римскому отвоеванные у лангобардов земли в Центр. Италии, в т. ч. Равеннский Экзархат - бывш. визант. владения с Равенной и Пентаполем. Тем самым были заложены основы буд. Папской области, а сам П. К. получил от папы Стефана II (III) титул «патриций римлян». Также король франков успешно воевал против арабов-мусульман в Септимании.
К нач. 60-х гг. VIII в. положение П. К. внутри страны и на международной арене значительно укрепилось. Активизировались дипломатические контакты франков с Византийской империей и Арабским халифатом. Первое франк. посольство в К-поль состоялось ок. 757 г. Другое (совместно с папскими легатами) было организовано в 763 г. Одним из поводов для отправления посольства, как считается, стали переговоры о возможном заключении брака Гизелы, дочери П. К., и сына визант. имп. Константина V (741-775), буд. имп. Льва IV (775-780). Однако брак не был заключен, в т. ч. из-за политики иконоборчества. В 763 или 764 г. франк. посольство отправилось в Багдад, где незадолго до того к власти пришла новая династия, Аббасидов, сменившая в 750 г. династию Омейядов. Ответная миссия прибыла с визитом во Франкское королевство 4 года спустя, но о ее целях ничего не известно.
К нач. 60-х гг. VIII в. П. К. либо уничтожил, либо отправил в заточение в мон-ри своих самых опасных политических противников. В Алеманнии местная знать была почти полностью истреблена, а территория отдана под контроль франк. графов. Однако полностью искоренить внутренний сепаратизм королю франков не удалось. Аквитанская аристократия время от времени продолжала устраивать мятежи (гибель Вайфария в 768 и др.), в Саксонии местная знать продолжала жестко противостоять завоевателям-франкам. В 753 и 758 гг. П. К. совершил карательные экспедиции против саксов. Бавария при герц. Тассилоне (748-788) фактически сохранила независимость от власти франк. короля. Установить мир и согласие в огромной стране, да и то ненадолго, удалось только преемнику П. К.- кор. Карлу Великому.
В 754/5 г. П. К. провел монетную реформу как меру против регионального сепаратизма. Была законодательно установлена королевская монополия на чеканку, введены строгие стандарты монеты. Вместо многочисленных денежных единиц, контроль за эмиссией которых при последних Меровингах перешел в руки местной знати, П. К. ввел в оборот серебряный денарий с написанной крупным шрифтом монограммой имени государя (RP - Rex Pippinus или RF - Rex Francorum), иногда с указанием монетного двора (они располагались в Туре, Нарбоне, Валансьене, Анже и др. городах). Согласно постановлению, принятому в 755 г. на собрании в Верноне, из одного фунта серебра теперь изготавливали 22 солида (MGH. Capit. T. 1. P. 32. Cap. 5). В 1 солиде было 12 денариев. Вес 1 каролингского денария составлял примерно 1,22-1,24 г, что было больше меровингского денария, к сер. VIII в. весившего 1,1 г. Кроме того, каролингский денарий имел более тонкий и широкий диск диаметром ок. 15 мм. Такая форма монеты подражала серебряным дирхемам мусульм. Испании, с которыми франки познакомились в 20-х гг. VIII в. При П. К. появилась новая денежная единица - обол, равная половине денария, но объем его производства долгое время оставался незначительным. Монетарная политика рассматривалась королем как важный инструмент легитимации и укрепления собственной власти. Тем не менее ему не удалось полностью вытеснить из оборота региональные монеты.
Одним из важных направлений политической деятельности П. К. и в должности майордома, и после принятия королевского титула было реформирование Франкской Церкви, к-рое трактовалось как «восстановление» (restauratio) канонического уклада, возвращение к «заветам отцов» и «исправление» (emendatio) нравов духовенства и мирян. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в нач. 40-х гг. VIII в. Тогда по инициативе майордомов и при поддержке св. Бонифация, архиеп. Майнца, регулярно проводились Соборы, в к-рых принимали участие представители не только духовенства, но и светской знати. Соборы проходили в 742/3, 744/5 и, вероятно, в 747 гг. Их главными задачами были консолидация клира, укрепление его морального облика и повышение авторитета, а также усиление церковных институтов. Решения Соборов оформлялись в виде капитуляриев и т. о. обретали статус закона. Согласно соборным постановлениям, во Франкской Церкви постепенно формировалась новая иерархическая структура, предполагавшая более строгое подчинение клириков епископам, а тех - архиепископу как представителю папы Римского (Бонифацию Майнцскому, позднее Хродегангу Мецскому). Занимать епископские должности можно было лишь в результате избрания и последующего рукоположения. Т. о. реформаторы стремились искоренить практику передачи кафедр в руки мирян. Епископам вменялось в обязанность регулярно инспектировать положение дел в диоцезах. Все это вызвало сопротивление со стороны части епископата, в результате нек-рые епископы были лишены кафедр, а также возможности распоряжаться церковным имуществом. Кроме того, Соборы под угрозой церковного отлучения последовательно требовали исправления нравов духовенства, образ жизни некоторых его представителей мало чем отличался от повседневного быта светской знати. Клирикам предписывалось соблюдать целибат, запрещалось носить оружие, охотиться и участвовать в боевых действиях. Аналогичные постановления принимались на церковных собраниях и позднее (в 755-757, 762).
П. К. добился лояльности франк. епископов путем частичной отмены т. н. бенефициальной реформы, проведенной его отцом. Нек-рое количество земель, ранее отобранных Карлом Мартеллом у церквей и мон-рей и переданных во временное пользование (бенефиций) представителям знати, было возвращено прежним владельцам. С др. земель были частично восстановлены платежи церквам и мон-рям при сохранении там бенефициариев. Кроме того, отдельным церквам и мон-рям П. К. пожаловал новые владения и привилегии.
Важным направлением политики П. К. стала унификация форм богослужений во Франкской Церкви по рим. образцу. Это означало постепенное искоренение региональных и локальных практик, особенно к востоку от Рейна, и замену их рим. обрядом. Для этого король приглашал из Рима наставников, ко двору привозили книги по богослужению, грамматике, геометрии, сочинения отцов Церкви (подробнее см. в статьях Каролинги, Каролингское возрождение). Тогда же во Франкское королевство попали и некоторые греч. рукописи, предназначенные, как считается, для наставления Гизелы и обучения ее, как буд. визант. императрицы, греч. языку. Своеобразным «полигоном» церковных реформ стало Мецское еп-ство, к-рое в 612-621 гг. возглавлял св. Арнульф († 640), один из основателей династии Каролингов. В 742 г. (по др. версии, между 743 и 748; см.: Claussen. 2004. P. 26-27) Мецскую кафедру занял Хродеганг, до того исполнявший при дворе должности референдария и канцлера. После смерти св. Бонифация (5 июня 754) он получил титул архиепископа и стал фактическим главой Церкви во Франкском королевстве. Ок. 755 г. еп. Хродеганг, опираясь в т. ч. на Правило прп. Венедикта Нурсийского и Августина устав, составил для священнослужителей своего собора устав из 34 глав (capitula), ставший 1-м документом, регулирующим жизнь каноников. Им надлежало жить по строгим правилам, близким к монашеским, предписывалось не только исполнять пастырские обязанности, но и ухаживать за больными, заботиться о пилигримах (при соборах в отличие от мон-рей обычно не было ни больниц, ни странноприимных домов (госпиталей)). Для богослужебных нужд еп. Хродеганг создал хоровую школу, где обучали рим. церковному пению. Мецская школа долго оставалась одной из лучших во Франкском королевстве. По просьбе П. К. папа Римский Стефан II (III) отправил во Франкское королевство неск. сборников канонического права, чтобы франк. духовенство при необходимости могло ориентироваться в принятии решений на те или иные нормы церковного права. Со 2-й пол. 50-х гг. VIII в. в документах из канцелярии П. К. встречаются цитаты, заимствованные из этих сборников, о моральной ответственности христ. правителя перед своим народом.
П. К. поддерживал деятельность христ. миссионеров на герм. землях - св. Бонифация, прозванного «апостолом Германии», его учеников и последователей. В результате активной деятельности христ. миссионеров мн. языческие земли оказались в орбите христ. мира, на вост. рубежах Франкского королевства появились влиятельные мон-ри (Райхенау, Санкт-Галлен, Хайденхайм, Фульда и др.) и епископские кафедры (в Вюрцбурге, Эрфурте, Пассау, Регенсбурге, во Фрайзинге, в Зальцбурге, Айхштетте, Бюрабурге и др.).
П. К. умер от водянки в возрасте 54 лет. В составленном незадолго до смерти завещании он разделил Франкское королевство между 2 сыновьями от Бертрады - Карломаном и Карлом Великим. П. К. был похоронен в базилике Сен-Дени. Согласно позднейшим свидетельствам, он был погребен лицом вниз перед входом в церковь, что должно было подчеркнуть высшую степень смирения покойного, не дерзавшего лежать рядом с мощами святых. Неск. десятилетий спустя кор. Карл Великий приказал достроить церковь так, чтобы могила отца оказалась в ее зап. части. В XIII в. предполагаемые останки П. К. перезахоронили в трансепте базилики. В 1793 г., во время Французской революции (1789-1799), могилу разграбили революционеры. В наст. время останки П. К. предположительно покоятся в общей королевской могиле в бывш. монастырской церкви.
Прозвище Короткий закрепилось за П. К. довольно поздно. В употребление оно вошло не ранее XII в. благодаря итал. авторам. В «Королевском зерцале» Готфрида Витербского (1183) П. К. впервые именуется карликом (nanus). Аналогичное определение фигурирует во «Всеобщей хронике» Сикарда Кремонского (1213). Прозвище восходит, как считается, к одному из исторических анекдотов Ноткера Заики, монаха аббатства Санкт-Галлен. Рассказывая в «Деяниях Карла Великого» (ок. 884-887) о том, как П. К. поразил мечом льва, Ноткер Заика уподобляет его «малорослому» (brevissimus) имп. Александру Великому, а также «маленькому» (parvus) прор. Давиду, к-рый противостоял большому Голиафу (Notker der Stammler. Taten Kaiser Karls des Grossen. II 15. B., 1959. S. 79-80. (MGH. SS. Script. Rer. Germ. NS; 12)). Франц. авторы XI-XIII вв. (Адемар Шабанский, составители «Больших французских хроник» и др.) обычно именовали Коротким деда П. К.- Пипина Геристальского. В разное время исследователи объясняли закрепление эпитета за П. К. либо стремлением потомков подчеркнуть грандиозный масштаб деяний его преемника, Карла Великого (Paris. 1966), либо неправильным прочтением (как имя Pippinus) прозвища, означавшего «малыш» (Spitzer. 1943).